Многоточия
Часть
1.3
Чайник, из которого я наливала в чашки
кипяток, дрогнул, выскочил из рук, горячая вода обильно плеснула на столик,
шипя, испуская пар и растекаясь во все стороны. Марика
вовремя отшатнулась, запрыгнув на диван с ногами и шустро переместившись
подальше от опасной зоны.
Быстро придя в себя, я подхватила
чайник, когда он уже готов был перевернуться, брякнула жгущую руки посудину
обратно на подставку и метнулась за тряпкой.
- Каких
мужей?!
Марика косо
взглянула на меня.
- Наших с тобой мужей, за которых
мы обязаны выйти замуж. Положенная часть наследства достанется каждой из нас
только после того, как мы предъявим родителям соответствующие документы,
скрепляющие брак. Ну, и ещё фотографии или плёнку, как дополнительное
доказательство. И, конечно, мужика, как приложение ко всему этому. Желательно,
разумеется, чтобы морда мужика соответствовала морде с
фотографий либо плёнки, а именно – той морде, которая целует, колечко надевает,
если ты захочешь справить христианскую свадьбу, ну, и так дальше. В идеале нужно
ещё предъявить живот от этого мужика, но, конечно, только по прошествии
некоторого времени после свадьбы. Только при наличии этих вещей и явлений мы с
тобой станем законными наследницами, получим приданое и поддержку родителей,
моральную и материальную. Если же какая-нибудь из нас, а может, и обе сразу, в
достаточно ближайшее время не предъявит ничего из этого
или предъявит неполный набор, ту, если очень не повезёт, могут вообще объявить
недостойной семейной фамилии. Вот так, моя дорогая.
Я медленно опустилась в кресло, очень
кстати оказавшееся у меня за спиной. Не было бы его, я бы просто грохнулась на
пол. Ноги меня не держали. И спина тоже. Пришлось опереться о спинку
кресла.
Выражение лица у меня, наверно, было
соответствующее внутренним ощущениям, потому что Марика, некоторое время молча смотревшая на меня с нескрываемой жалостью, внезапно
спросила:
- Тебе воды не принести? Сердцем
обычно не страдаешь? Вид у тебя…
Я покачала головой, выпрямилась,
сглотнула, вздохнула поглубже, более-менее справилась с собой и смогла наконец спросить:
- …Откуда?..
Марика, всё
ещё внимательно смотревшая на меня, встала, размешала
сахар в моей чашке и сунула чашку мне в руки:
- Выпей всё-таки хоть немножко, на
тебя смотреть страшно. Я лично узнала обо всём этом вчера утром. Мать меня
вызвала, я приехала и с порога получила всё, что причиталось. Пей, пей. Ты вот
так отреагировала, а меня сразу, не сходя с места, на истерику сорвало. Как я
орала – это надо было слышать. Ну, на меня тоже, конечно, орали. Но я разошлась…
Ты ж знаешь, я обычно молчу, думаю, пусть орут, им же хуже, а в этот раз – ой,
что было… Визжала целый день, до вечера, и матом, и
всё… говорю, не пью, не курю, не колюсь, парней стадами не вожу, честно работаю,
честно зарабатываю, ни под кого не подставляюсь, у вас ничего лишнего не прошу,
а что есть, то из необходимого минимума, да и то не я клянчу, а они сами дают,
как тебе, мы ж с тобой ещё пока детьми считаемся. Ну и вот, говорю, что вам ещё
надо, какая вам разница, когда я замуж выйду, я свободный человек, я своими
силами на ноги встать хочу, а не вашими и тем более мужниными, чтоб ни у кого
потом ничего не просить, чтоб ни одной рисинкой меня
никто не мог попрекнуть… А мать к тому времени
разошлась и выдала – иди, говорит, отсюда, не получите больше ничего, ни та, ни
другая, думала, говорит, хоть одна у меня нормальная, спокойно семью заведёт,
внуков, раз уж сыновей боги не дали, так и эта, я то есть, туда же, такой же
выродок. Тогда же и про фамилию сказанула, дескать, не хотите родителей
слушаться, вообще детьми перестанете считаться, только это, я думаю, всё-таки
сгоряча. Ну и в конце концов довела я её, она меня
послала – без семьи, говорит, и на глаза не показывайся. Я
гляжу, делать нечего, на пороге встала и говорю – не нужно мне ваше наследство,
права была Рюка, к чёрту все ваши обычаи, если они
жить нормально не дают – согласись, я ведь нормальная модель на нормальной
работе – ну и говорю, уезжаю я к Рюке, она меня
поймёт, и без вашего наследства и ваших денег мы как-нибудь проживём, и в люди
выйдем, и поперёк себя не пойдём. Сумку взяла, дверью хлопнула и ушла.
Хорошо ещё, она мне вслед ничего не кричала, соседей постыдилась. А я такси
поймала, в гостиницу какую-то поехала, переночевала, утром сегодня со своими
работодателями договорилась, что уеду на некоторое время, - и вот к тебе. С ними
даже не встречалась, не звонила, не простилась.
Я сидела молча, потихоньку глотая чай.
Марика тоже отпила немного, помешала в своей чашке
ложечкой и вздохнула.
- Так что вот, такие
дела…
- А куда же всё денется, если мы
так ничего и не получим?
- В музей, - Марика опять отпила и опять поболтала ложечкой в чашке. –
Мать кричала, что они вроде уже договорились с кем-то там высокостоящим, чтобы отдать на хранение. Говорят, так и так
всё в музей уйдёт, какая разница, ну, унаследуем мы, а дальше-то что? На нас с
тобой два якобы знатнейших рода прервались. Ты бы слышала, как мать вчера
сетовала – два раза рожала, и хоть бы один сын, отцовский наследник, так нет,
оба раза девочки. А девочка – это, сама знаешь…
- Лишние хлопоты в семье, -
договорила я.
- Вот-вот.
- Ясно…
В комнате незаметно стемнело, и я
встала, чтобы включить свет.
- А… В музей пойдёт всё, что
имелось? Всё сохранилось?
- Сохранилось-то всё… - Марика проследила за мной, потом отвернулась к своей чашке.
– Да мне, если честно, и неинтересны все эти статуэтки и чарочки, память,
конечно, да ладно… И денег мне тоже… не особо. В
миллиардеры я не рвусь, как отец, а на жизнь заработать, надеюсь, смогу… Мне
знаешь только что жаль? Да и тебе, мне кажется, тоже.
- Хина, - безразлично пожала
плечами я.
- Точно. Я, кстати, просила их
хотя бы отдать, ведь переходят же они дочерям, в любом случае. Нет, недостойны
мы с тобой. Так что и мамины, и те, что от тётки достались, от сестры отца, ты
ведь помнишь, наверно, - обе партии… в музей. Мне так их
жалко.
Мне тоже было их жалко. Очень
жалко…
…Как и всем нормальным девочкам, нам с
сестрой, когда мы были маленькими, каждый год третьего марта устраивали Праздник
кукол. Как и все нормальные девочки – а в детстве даже я ещё была нормальным
ребёнком, - в этот день и два дня после него мы играли в куклы. В особые куклы –
хина. Куклы эти являлись частью нашего наследства и, что
то же самое, приданого.
Нашего – потому
что свои куклы были у каждой из нас. Обычно в семьях бывает только по одному
набору, но у нас их было два. Один – от мамы, как и
положено, а другой – от сестры отца. У неё тоже были такие куклы, они достались
ей по наследству от своей матери. Но у неё не было дочерей, был один сын – наш с
Марикой двоюродный брат, которого мы никогда не
видели, не знаю, по каким причинам. И тётя отдала свой набор нам. Поэтому из-за хина мы с Марикой не дрались.
Дрались из-за многого другого, но только не из-за этого. Несмотря на то, что
хина заметно различались качеством и количеством.
Как известно, куклы хина олицетворяют
собой императорский двор и располагаются пирамидой из нескольких ступеней. Чем
больше ступеней, тем больше челяди, пышнее двор и интереснее играть.
Мамины куклы были достаточно скромными.
Пирамида состояла из среднего количества ступеней – пяти,
одежды кукол были сшиты не из парчи, как хотелось бы, а из обычных,
повседневных, тканей, хоть и красиво расшитых; слуг у главных кукол, императора
и императрицы, было меньше, чем следует, игрушечная мебель и различные предметы
обихода скромные, немногочисленные, не особо красивые, не особо бросающиеся в
глаза.
Играть этими куклами было не так
интересно, но мы не осознавали этого, пока Марика не
получила от тёти в подарок хина линии отца. Эти куклы для нас были и остаются
величайшей драгоценностью на свете. Несмотря на то, что им не меньше двухсот
лет, они ничем не отличались от современных,
сфабрикованных машинами, разве что качеством – в лучшую
сторону.
Подставка для этих хина состояла из семи
ступеней, то есть из полного их количества. И у этих кукол было всё. Тщательно
сшитые из парчовых тканей одежды, искусно, вручную, вышитые золотыми и
серебряными нитями и украшенные мелкими осколочками драгоценных (!) камней.
Мельчайшая мебель – шкафчики, сундучки, столики, вазочки,
ширмочки, фонарики, полочки с посудой, лакированные коробочки для кушаний,
жаровня, зеркало, настоящее, в которое, правда, ничего нельзя было увидеть,
таким оно было маленьким. Скипетр императора, вырезанный из слоновой
кости, коралловый венец императрицы, золочёные подносы фрейлин, барабанчики и
флейты музыкантов, луки и мечи стражников. Был даже паланкин для императрицы и
игрушечный чёрный бык, запряжённый в тележку, - для неё
же…
Мамины хина предназначались мне как
старшей дочери, тётины – сестре. Но Марике они быстро
надоели. Первый год она занималась ими с восторгом, а уже на второй – охладела.
И дело было не в возрасте, всем девочкам в пять-шесть лет
интересны куклы, просто эти были настолько многочисленными – пятнадцать штук –
столько у каждой куклы было мелких причиндалов, такими пышными и неестественными
по сравнению с прежними, более привычными, были эти хина, так много они
требовали возни в обход естественного течения игры, что Марика подумала-подумала – и махнулась со мной
куклами. Теперь в её распоряжении были мамины, а в моём
– тётины.
Поняла я сестру, только повзрослев.
Марика уважала и берегла тётиных кукол, знала им цену.
Но ей была интересна только игра, само её течение, и она подчас просто не хотела
отвлекаться на такие мелочи, как, например, вставление кукле в руку веера.
Гораздо проще зажать веер вместе с куклой в руке и делать с куклой, что
требуется, а не возиться со всеми этими пальцами, забывая, зачем вообще суёшь
этот паршивый веер в руку этой паршивой кукле. С мамиными хина играть было проще, хоть их и было меньше. И
Марика предпочла играть с ними.
Я же всегда занималась только
подготовкой кукол к игре. Я даже не играла, как обычные дети. Я аккуратно брала
куклу, осторожно снимала головной убор, клала его в сундучок. Снимала гэта и клала их на подставочку для обуви, которую держал
один из слуг. Развязывала оби, аккуратно складывала его, укладывала на полку в
шкафчик. Снимала сначала верхнее кимоно, потом то, что под ним, затем следующие,
сколько их там было, каждое расправляла, складывала надлежащим образом и вешала
в шкаф или клала в сундучок. С той же пунктуальностью, только в обратном
порядке, шло одевание. Я к своей одежде и к своим вещам никогда не относилась
так, как к одёжкам и имуществу своих хина.
Одев куклу, я любовалась ею несколько
минут, ставила на подставку и принималась переодевать следующую. Когда
переодевать было больше некого, я, к примеру, сажала императрицу в паланкин,
клала его на плечи слуг, ставила позади стражников и любовалась процессией.
Налюбовавшись, вынимала куклу из паланкина и расставляла всех по
местам.
Сестра рядом щебетала,
пищала и ругалась тонкими голосами, император с императрицей у неё ссорились,
мирились, женились, разводились, били друг друга ногами по голове, кидались в
слуг шкафами и посудой, - мои только меняли одежду и, наверно, помирали со
скуки.
Мама приходила в ужас, когда заставала
меня за хина: я обычно часами
лежала на полу и с блаженным выражением лица смотрела снизу вверх на неподвижную
пирамиду кукол. Она считала это ненормальным. А перед моими глазами в это время
вставали исторические картины необычайной красоты. На
просторных, нетронутых коричнево-зелёных ландшафтах вырастали небольшие деревни
с огромными полями риса, неприступные замки с развевающимися на шпилях башен
флагами, украшенными родовыми гербами; по длинным безлюдным дорогам мчались на
боевых конях грозные самураи, мчались так, что ветер свистел в ушах и от топота
копыт содрогалась земля, словно надвигалось страшное землетрясение;
смелые, но никому не известные герои боролись с бушующим морем, умело сопротивляясь огромным волнам и ведя к цели свои
корабли с разорванными, но не поверженными парусами…
В этом мире куклы постепенно оживали,
сходили с подставки, и передо мной появлялся огромный, красивый, богато
украшенный императорский дворец, где жили мои предки. Все они, разумеется, были
храбрыми и могучими.
Вот по пышно убранным палатам скользят
знатные дамы со своими фрейлинами, мелко перебирают миниатюрными, носящими следы
колодок ногами, суетливо подхватывают полы и рукава многочисленных, вышитых
золотом дорогих кимоно, трепещут большими расписными веерами, судачат о нарядах великой императрицы; пробегают иногда
шустрые слуги с подносами, балансируют на натёртых, сверкающих искрами мрамора
полах; перед воротами и на выложенных гранитом стенах
прохаживаются суровые стражники с луками, мечами и копьями, много повидавшие на
своём веку; в самой большой, торжественной зале, на небольшом возвышении у
затянутой расписанным знаменитейшими мастерами шёлком стены, расположились
музыканты в чёрных шапочках, в дорогих одеждах, гулом барабанов и трелями флейт
они прославляют и восхваляют великого императора; а он, грозный и
прекрасный, разодетый в парчу и шелка, со скипетром в руке, восседает на богато
убранном троне у главной стены главных покоев, и всякий, кто посмеет потревожить
его, склоняет перед ним голову, ибо суров взгляд Сына Неба, и мало кто может
выдержать его.
А в своих покоях перебирает нефритовые
чётки великая императрица, печален её взгляд и тускл взор, ибо не знает она в
жизни истинной радости, а вынуждена лишь подчиняться требованиям грозного мужа,
хоть и сидит она на высочайших церемониях по левую руку
от него, как требуют законы Эдо…
У меня всегда начинали дёргаться губы,
когда я представляла себе несчастную императрицу, заточённую во дворце, лишённую
права голоса, с забитыми в колодки ногами, зачернёнными зубами, в нескольких
кимоно из тяжёлых, тянущих книзу тканей, обязанную только родить сына –
наследника престола – и больше ни для чего не нужную. И я,
чтобы не разреветься, доходя до этого места, заставляла императрицу встать,
вскинуть голову, почистить зубы, чтобы смыть с них краску, снять лишние кимоно,
выкинуть в окошко колодки с ног – я тогда думала, что императрица, благодаря
своему высокому положению, должна носить их постоянно, как обувь, - надеть
самурайский наряд, сесть на быстрейшего и красивейшего во всей столице коня,
поехать на войну с отрядом верных самураев, победить
всех врагов и с почестями вернуться домой, а потом подойти к мужу, который бы
всё ещё сидел на троне у стены, как дурак, и сказать: эх, ты, что же ты за муж,
не ценишь меня, а я ведь только что с войны, столько голов тебе в подарок
привезла, даже голову того сёгуна, что смертью
тебе угрожал…
На этом месте я успокаивалась, слёзы у
меня высыхали, особенно когда я представляла себе лицо этого императора. Я
начинала хохотать, а сестра прекращала свои семейные войны и удивлённо глядела
на меня…